Разрешение сложных ситуаций в детско-родительских отношениях
Главная
 

Ребенок жадничает: что делать? Инструкция для родителей.

ребенок жадничает, жадинаВ первой части статьи, мы говорили о том, что если ребенок жадничает (Начало статьи, часть1), то это не так уж и плохо. Таким образом он защищает свои границы, отстаивает свои права. Но как же научить ребенка сотрудничать, не нарушая его свободу? Об этом поговорим дальше.

Чего нельзя делать и говорить, если ребенок жадничает:

ругать и наказывать

сравнивать с другими детьми (посмотри, Маша дает свои игрушки) – можно развить у ребенка комплекс неполноценности, «кто-то лучше, чем я».

вешать ярлык «жадина» — в этом случае происходит навязывание ребенку роли, и он подсознательно будет стремится оправдывать родительские ожидания, т.е. жадничать.

показывать, что вам это неприятно (общаться с таким жадиной): «не хочу с тобой разговаривать», «не хочу с тобой дружить, ты же жадничаешь». Это классный способ манипулирования ребенком – таким отношением можно засадить в ребенка чувство вины. И чтобы избавиться от него, любой ребенок сделает что угодно, чтобы мама снова его любила.

стыдить (Что о тебе подумают! Что о тебе скажут! Ты же уже взрослый! Это все наши взрослые тараканы в голове, на самом деле мы переживаем, что скажут о нас другие мамы. Зачем засаживать этих тараканов в маленькую головку с раннего детства, чтобы она всю жизнь потом оглядывалась на мнение окружающих?)

отбирать игрушку у своего ребенка насильно (особенно если это ваша игрушка и ее просит другой ребенок) – это для ребенка предательство, «самый родной человек на стороне другого ребенка и не понимает меня»

Что нужно делать, если ребенок жадничает:

обговаривать такие ситуации заранее: предупредить, что будут другие дети на площадке, и нужно будет делиться, чтобы ребенок был готов морально. Он уже думает и осознает то, что играть будет не один, а в коллективе – а там действуют некоторые правила и ограничения.

— если ситуация уже произошла, обсуждать это лучше дома наедине или, отойдя в сторонку, но не прилюдно. Можно пояснить ребенку прелести обмена игрушками – например, всегда новые игры и так гораздо веселее) и минусы жадничества. Можно рассказать, что сложно дружить с человеком, который убегает, ничем не делится, гораздо приятнее и веселее общаться с человеком, который всегда открыт для игры и общения. Важно говорить в третьем лице про кого-то, но не «ты-кать»: с тобой не будут играть и т.д.

дома обсудите возможные варианты поведения, если другие ребята будут просить игрушки: например, предложить взять игрушки, которыми он может поделиться, а не свои самые любимые

бывает, что дети сердятся, когда кто-то проявляет внимание к их игрушкам. В этом случае можно объяснить, что это в принципе нормальное явление, когда появляется что-то новое, оно всегда интересно. Можно привести пример про самого ребенка: «Помнишь Аня принесла новую куклу на площадку и как тебе было интересно и хотелось тоже посмотреть ее? Так же и у других деток.»

если ребенок берет чужие игрушки, а свои все равно не дает. Поясните спокойным тоном, что это нечестно – нужен равноценный обмен. Спросите «подумай, что их своих игрушек ты дашь Мише?»  вместо «дай вот эту машинку»?  Это тоже отличный способ манипулирования (не только детьми), но в мирных целях и без негативных последствий для ребенка: ложная альтернатива (вы не спрашиваете и не предлагаете поделиться, ваш вопрос уже подразумевает, что он поделится, вопрос только в том, какой игрушкой))

— как один из вариантов определить четкое время, на которое отдается игрушка или производится обмен. Это дает ребенку ощущение безопасности. Посмотрите, есть разница: «он поиграет и отдаст» — когда? неизвестно. Это создает некоторое волнение и отдавать не хочется. А вот такая фраза: «На сколько минут ты хочешь дать Мише машинку поиграть: 3, 5 или 7 минут, потом ты ее заберешь?». Можно показать на часах стрелки, чтобы ребенок понял, что это вполне обтекаемый и реально ощутимый отрезок времени, а не какая-то абстракция. Так ему будет спокойнее.

— если же ребенок ни на какие условия не соглашается, не настаивайте, пусть играет в стороне, один, это его выбор.

если другой ребенок не дает игрушки, важно пояснить своему, что это его выбор. Это его игрушки и он ими распоряжается как хочет. Но при этом позволяйте и своему распоряжаться своими же игрушками.

отмечайте малейшие успехи ребенка: «посмотри ты сегодня делился своими игрушками с ребятами, и вы весело провели время».

 

Еще важный момент – все операции по обмену игрушками должны производиться с согласия самих детей, это важно не только помнить взрослым, но и объяснять детям!

Хочешь поменяться – спроси, хочет ли Катя поменяться? Хочешь просто взять у Вани игрушку – спроси, хочет ли он ее давать. Этим самым вы учите своего малыша уважать границы другого человека, а значит и свои тоже!

И помните, что если ребенок жадничает —  это временное возрастное явление, оно проходит и не стоит того, чтобы портить твои отношения с ребенком и развивать в нем негативные чувства. Из жадин могут вырасти отличные лидеры, способные к сотрудничеству, уважающие свою свободу и свободу другого.

 

01.09.2017 Автор: Категории: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ, инструкции для родителей Метки:
4 комментария

4 комментария на “Ребенок жадничает: что делать? Инструкция для родителей.”


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top